Савеловский район

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Назад

На главную

Граница Савеловского района проходит по осям улиц: Нижняя Масловка, Верхняя Масловка и 8 Марта, западной и северной границам автобусной станции «8 Марта», оси полосы отвода Рижского направления МЖД, осям Бутырской улицы, эстакады на Новослободскую улицу, полосы отвода Алексеевской железнодорожной ветки МЖД до улицы Нижняя Масловка.

По данным «биографов» Москвы уже в XVI – XVIII веках через Бутырские земли (в старину «бутырками» назывались мелкие селения, отделенные от крупных полем или лесом) пролегала в древний Дмитров дорога, ныне Бутырская улица.
В XVI веке Бутырским селом владел боярин Никита Романович Захарьин – дед будущего российского царя Михаила Романова. Со временем село «интернационализировалось» - здесь расселялись пленные поляки и литовцы. Пришелся этот пригород Москвы и военным. В Бутырках квартировали стрельцы, а позже размещался Бутырский полк под командованием любимца Петра I генерала Гордона. Полк участвовал в Полтавской битве, и Полтавскую улицу так нарекли в память о той победе. В 1823 году за Бутырской слободой обществом сельского хозяйства был построен Бутырский хутор для проведения сельскохозяйственных опытов. По хутору образовавшиеся впоследствии улицы получили название Хуторских.
Старинная летопись за 1647 год сообщает: «В селе было пашенных крестьян 12 дворов, людей в них 31 человек, промышленных работных и бобыльских дворов 67, людей в них 120 человек». Следовательно, уже в XVII веке здесь было 80 процентов ремесленников. А в средневековой Руси торгово-ремесленные расселения, обычно в городских предместьях, назывались посадами. Отсюда – посадские люди. Москвичами жители Бутырок стали считаться с 1767 года, когда слобода-посад была включена в состав древней столицы.
В истории района заметное место занимает история городского транспорта столицы. С 1886 года от Бутырской заставы до Петровской лесной и земледельческой академии стал ходить первый внутригородской паровозик – «паровичок» с пятью-шестью вагончиками. В первые годы перед паровичком скакал на лошади мальчишка-форейтор, трубивший в рожок. В 1914 году кондуктором на этом маршруте работал писатель К.Паустовский. В 1899 году из депо на Нижней Масловке вышел первый московский трамвай.
Название вновь организованного Савеловского района, в который вошла западная часть Бутырок, к сожалению, не соответствует ни истории, ни географии, так как Савеловский вокзал и железная дорога на этом участке находятся на территории Северо-Восточного административного округа.

Старейшие предприятия района:
ОАО КО «Свобода» - здание фабрики построено в 1846 году и принадлежало торговому дому «Товарищество Ралле и К», являвшимся поставщиком российского императорского двора. Сегодня предприятие крупнейшее в Европе, выпускает более 110 наименований косметических изделий и туалетного мыла, имеющие многочисленные награды международных ярмарок.
ОАО «Объединение «Вымпел» - предприятие ведет отсчет истории с 1914 года, когда военно-обмундировальная мастерская при Бутырской пересыльной тюрьме начала изготовление шинелей и мундиров. На выпуск гражданского ассортимента мастерская перешла в 1918 году. Ныне предприятие выпускает более 150-ти моделей верхней женской одежды, а также уникальные изделия для освоения космоса, снабжает авиационные войсковые части снаряжением. В 2004 году предприятие отметило 90-летний юбилей.

Архитектурные памятники:
Храм святителя Митрофана Воронежского – заложен в 1892 году при детских приютах на средства видного благотворителя Митрофана Семеновича Грачева (архитектор – Г.А.Кайзер). Митрофан Воронежский – святитель петровского времени, пользовался большим уважением у царя и любовью в народе, признан покровителем русского флота.
Храм освящен в 1895 году, а в 1933 году закрыт, пятиглавие и колокольня разрушены, как и здания приютов. В феврале 1990 года богослужения возобновились. Главная святыня храма – чудотворная икона Митрофана Воронежского.

Информация взята отсюда

Hosted by uCoz