Концепция экспериментальной работы по проблеме «Экологическое образование  в условиях городского социума».
 

 

К числу наиболее значительных явлений современности, обусловливающих специфические экологические проблемы, относится интенсивный рост городов и численности городского населения. Так, в 1830 году в городах проживало только 3% населения Земли (около 30 млн. человек). В 1960 году этот показатель увеличился до 34 % (1 млрд. чел.).

В настоящее время доля городского населения мира составляет около 45 % (2,5 млрд. чел.). Согласно прогнозам, к 2020 году в городах будет проживать уже 60 % населения или около 5 млрд. человек.

Города – это весьма специфические творения человека, адаптация к которым связана с существенными издержками для здоровья и самочувствия людей. Поскольку города становятся основными системами для жизни, крайне важно изучение и прогноз их воздействий на человека, среду и биосферные процессы в целом.

Данной тематике посвящены работы ряда исследователей: Гришковец Е., Зверев И., Лазарев А., Моисеев Н., Небел Б., Одум Ю., Реймерс Н. и др.

Смирнов В. И. в своем сетевом издании «Антигород» указывает на разрушительное воздействие технологической культуры на Природу. Он пишет: «Во время выездов мои ученики воочию убеждались, какой перекошенной системе ценностей поклоняется человек городской». И далее: «Путь человека- это эволюция духа и сознания, а не машины».

Эволюционно человек формировался как общественное существо, а в городе он отчужден, одинок, хотя и находится в толпе. Частный, но яркий случай такого состояния- человек в пробке. Известный актер и драматург Е. Гришковец пишет: «Столкнувшись с таким явлением как пробки, я обнаружил интересную вещь: люди уже выделяют время на то, чтобы стоять в пробках и даже планируют какие-то дела и на пробочное время. Все-таки в этой чудовищной толпе все эти люди разделены. Они друг друга не любят, потому что они являются причиной стояния друг друга».

Итак, проблема человек-город существует. Если XVIII век был веком механики и пара, XIX век – веком электричества, XX век – веком ядерной энергии, то главной задачей XXI века является проблема экоэволюции: как научиться жить на Земле, чтобы Природа и Общество могли совместно развиваться. Это высшая задача гуманитарных знаний, поскольку речь должна идти о поведении человека, о его способности гармонично вписаться в жизнь биосферы. Академик Моисеев Н.Н. считает, что для преодоления общепланетарных кризисов, в том числе «скверн города», нужна смена образа жизни и структуры ценностей, а это может произойти только в рамках новой цивилизации, и она будет столь же кардинальной, как и та, что преобразовала жизнь охотника и собирателя в жизнь землепашца и скотовода.

В данных условиях исключительно важное значение приобретает экспериментальное экологическое образование на школьном уровне обучения, используя основной методологический принцип – единства Человека и Природы. Ведь именно на данном возрастном этапе формируются основные моральные, нравственные ценности, завершается процесс становления самосознания, формируется личность.



Гагарин А.В. выделяет следующие функции экологического образования:

1) просветительская - формирование адекватных представлений о природе;
2) развивающая – формирование умения учащихся осмысливать экологические явления, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости в мире природы, делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы;
3) воспитывающая – формирование у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе, подкрепленное чувством восхищения величием и красотой мира природы;
4) организующая – стимулирование природоохранной деятельности учащихся, бережное и ресурсосберегающее природопользование;
5) прогностическая – развитие у учащихся умения предсказывать возможные последствия той или иной деятельности человека в природе, необходимости проведения каких – либо мероприятий для пользы природы.

Особенностью ЭЭО является то, что образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания.

В сложившихся условиях угрозы экологического кризиса необходимо обучение учащихся, включающее:
- научный уровень информации;
- интеграцию предметных знаний;
- интеграцию межпредметных знаний;
- экологизацию теоретического учебного материала;
- преподавание в 10-11 классах предмета « Экология», акцентируя экологическое образование применительно к условиям городского социума;
- практические работы с экологической направленностью, имеющие актуальность в условиях городской среды.

Воспитательная работа как составляющая ЭЭО применительно к условиям городского социума предполагает:
- тематические недели биологии и экологии, химии и экологии;
- конкурсы и викторины;
- просветительскую работу с учениками, родителями;
- практическую работу на пришкольном участке и в пределах района (субботники, озеленение, благоустройство).

Экологическое образование в условиях городского социума предполагает дополнительное образование:
- факультативы;
- организацию научно-исследовательской деятельности на территории районов «Савеловский» и «Аэропорт»;
- научно-исследовательскую практику на базе Станции юных натуралистов.

В экспериментальной работе мы должны исходить из того, что город является абсолютно чуждым природе образованием, искусственной экосистемой, для которой характерны свои « законы развития».

ЭЭО должно быть направлено на формирование понимания законов природы и последствий их нарушения.

Для эффективного взаимодействия учителей и школьников необходимо активно использовать интерактивные педагогические технологии и методы (дискуссии, ролевые имитационные игры), проектную деятельность.

ЭЭО на школьном уровне должно подготовить личность, ориентирующуюся в основных экологических проблемах современности, усвоившую главные экологические законы, характеризующие пределы устойчивости природных систем, главные принципы взаимодействия общества и природы и последствия, вызванные нарушением данных принципов. Только владея экологическими знаниями можно приобрести возможности для постижения гармонии природных и социальных явлений и подлинно человеческого удовлетворения своих потребностей. Только в этом случае « человек разумный» может стать «человеком мудрым».

Объект исследования: содержание обучения, программы воспитания и развития учащихся, педагогические технологии, системы дополнительного образования.

Предмет исследования: влияние экологизации содержания обучения, программ воспитания и развития учащихся, системы дополнительного образования применительно к условиям городского социума на успешность формирования экологической культуры личности.

Гипотеза: развитие массовой школы, перешедшей на экологизацию образовательного процесса и ориентированную на формирование экологической культуры личности учащихся возможно при следующих условиях:
-приоритетными понятиями всей философии школы будут понятия: ЛИЧНОСТЬ, ГУМАНИЗМ, ПРИРОДА.
Основной принцип: ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕКА и ПРИРОДЫ.
-будет обосновано и апробировано новое содержание образования, ориентированное на развитие и формирование экокультуры в условиях городского социума;
-будут реализованы новые педагогические технологии, построенные на коммуникативно-познавательной основе и обращенные к активизации и развитию личности каждого учащегося;
-будет разработан общий экологизированный учебный план, учитывающий предметную специфику содержания учебной информации и обеспечивающий целостное восприятие у школьников картины окружающего мира;
-будут выявлены и реализованы пути и формы оказания педагогической помощи учащимся в адекватном профессиональном самоопределении;
-вся педагогическая деятельность будет ориентированна на развитие экологического сознания, экологического воспитания, экологического образования.

Цель:
Формирование экологической культуры в условиях городского социума.

Задачи:
-определить необходимые изменения, подлежащие внесению в содержание, структуру и результаты общего, профессионального и дополнительного образования;
-разработать курс « Основы экологии», введя дополнительные экознания применительно к условиям городского социума для 10-11классов, апробировать и внедрить его в систему школьного образования;
-обосновать и внедрить элементы экологизации в теоретический материал всех учебных дисциплин с учетом специфики преподаваемого предмета;
-разработать план проведения научно- исследовательских мероприятий на территории районов «Савеловский» и « Аэропорт» с целью изучения загрязнения окружающей среды;
-разработать и апробировать учебный курс « Мы познаем мир» для учащихся начальной школы на основе базы станции « Юные натуралисты»;
-обеспечить формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно – этических и эстетических отношений, обуславливающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социо-природной среды;
-разработать комплект соответствующих методических материалов.
-заложить основы понимания учащимися универсального закона природы как устойчивого развития планеты Земля;
-дать представление о картине мира с позиции экоэволюции человека и биосферы;
-создать социально- ориентированные навыки через систему научно- практической деятельности;
-подготовить предложения по внесению изменений, уточнений и дополнению в образовательные стандарты;
-создать школьный экологический мониторинг как информационно- образовательную систему.

Школьный экологический мониторинг имеет несколько основных аспектов:

Социальный аспект.

Система школьного экологического мониторинга направлена на применение теоретических знаний учащихся для решения конкретных экологических проблем в социо-природной среде на посильном для них уровне. Такая работа имеет важное значение в старшей школе, когда учащиеся вступают в возраст самоопределения, многие пытаются найти свое место в жизни, убедиться в значении своей личности для общества.

Педагогический аспект. Школьный экологический мониторинг позволяет учащимся самостоятельно исследовать те объекты городской среды, которые находятся в непосредственной близости от школы. Ученики сами находят и формулируют проблему, ставят задачи, выбирают методы исследований и пути решения. В результате идет формирование активной жизненной позиции, направленной на сохранение или улучшение качества окружающей среды, нравственного и интеллектуального потенциала, экологической культуры учащихся.

Краеведческий аспект. Во время мониторинговых исследований параллельно с оценкой состояния окружающей среды идет углубленное изучение самого объекта (районов «Савеловский» и «Аэропорт»), изучаются и составляются карты городской территории, исследуется ландшафтно-архитектурная среда. Все это способствует развитию интереса учащихся к процессу формирования городской среды.

Психологический аспект. Предполагает личностное развитие преподавателя и учащихся в процессе совместной деятельности.

Организация школьного экологического мониторинга позволяет решить целый комплекс задач:
-непрерывность экологического образования и воспитания;
-освоение учащимися методов и средств контроля окружающей среды;
-привлечение учащихся к выполнению программ округа в области охраны окружающей среды;
-сбор и обработка текущей информации об экологической обстановке;
-закрепление полученных знаний на практике;
-распределение среди населения информации.

 

Вернуться на главную страницу                                            Вернуться к документам

Hosted by uCoz