К числу наиболее значительных
явлений современности, обусловливающих специфические экологические проблемы,
относится интенсивный рост городов и численности городского населения. Так, в
1830 году в городах проживало только 3% населения Земли (около 30 млн. человек).
В 1960 году этот показатель увеличился до 34 % (1 млрд. чел.).
В настоящее время доля городского населения мира составляет около 45 % (2,5
млрд. чел.). Согласно прогнозам, к 2020 году в городах будет проживать уже 60 %
населения или около 5 млрд. человек.
Города – это весьма специфические творения человека, адаптация к которым связана
с существенными издержками для здоровья и самочувствия людей. Поскольку города
становятся основными системами для жизни, крайне важно изучение и прогноз их
воздействий на человека, среду и биосферные процессы в целом.
Данной тематике посвящены работы ряда исследователей: Гришковец Е., Зверев И.,
Лазарев А., Моисеев Н., Небел Б., Одум Ю., Реймерс Н. и др.
Смирнов В. И. в своем сетевом издании «Антигород» указывает на разрушительное
воздействие технологической культуры на Природу. Он пишет: «Во время выездов мои
ученики воочию убеждались, какой перекошенной системе ценностей поклоняется
человек городской». И далее: «Путь человека- это эволюция духа и сознания, а не
машины».
Эволюционно человек формировался как общественное существо, а в городе он
отчужден, одинок, хотя и находится в толпе. Частный, но яркий случай такого
состояния- человек в пробке. Известный актер и драматург Е. Гришковец пишет:
«Столкнувшись с таким явлением как пробки, я обнаружил интересную вещь: люди уже
выделяют время на то, чтобы стоять в пробках и даже планируют какие-то дела и на
пробочное время. Все-таки в этой чудовищной толпе все эти люди разделены. Они
друг друга не любят, потому что они являются причиной стояния друг друга».
Итак, проблема человек-город существует. Если XVIII век был веком механики и
пара, XIX век – веком электричества, XX век – веком ядерной энергии, то главной
задачей XXI века является проблема экоэволюции: как научиться жить на Земле,
чтобы Природа и Общество могли совместно развиваться. Это высшая задача
гуманитарных знаний, поскольку речь должна идти о поведении человека, о его
способности гармонично вписаться в жизнь биосферы. Академик Моисеев Н.Н.
считает, что для преодоления общепланетарных кризисов, в том числе «скверн
города», нужна смена образа жизни и структуры ценностей, а это может произойти
только в рамках новой цивилизации, и она будет столь же кардинальной, как и та,
что преобразовала жизнь охотника и собирателя в жизнь землепашца и скотовода.
В данных условиях исключительно важное значение приобретает экспериментальное
экологическое образование на школьном уровне обучения, используя основной
методологический принцип – единства Человека и Природы. Ведь именно на данном
возрастном этапе формируются основные моральные, нравственные ценности,
завершается процесс становления самосознания, формируется личность.
Гагарин А.В. выделяет следующие функции экологического образования:
1) просветительская - формирование адекватных представлений о природе;
2) развивающая – формирование умения учащихся осмысливать экологические явления,
устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости в мире природы, делать выводы,
обобщения и заключения относительно состояния природы;
3) воспитывающая – формирование у учащихся нравственного и эстетического
отношения к природе, подкрепленное чувством восхищения величием и красотой мира
природы;
4) организующая – стимулирование природоохранной деятельности учащихся, бережное
и ресурсосберегающее природопользование;
5) прогностическая – развитие у учащихся умения предсказывать возможные
последствия той или иной деятельности человека в природе, необходимости
проведения каких – либо мероприятий для пользы природы.
Особенностью ЭЭО является то, что образовательная среда выступает не только как
условие, но и как средство обучения и воспитания.
В сложившихся условиях угрозы экологического кризиса необходимо обучение
учащихся, включающее:
- научный уровень информации;
- интеграцию предметных знаний;
- интеграцию межпредметных знаний;
- экологизацию теоретического учебного материала;
- преподавание в 10-11 классах предмета « Экология», акцентируя экологическое
образование применительно к условиям городского социума;
- практические работы с экологической направленностью, имеющие актуальность в
условиях городской среды.
Воспитательная работа как составляющая ЭЭО применительно к условиям городского
социума предполагает:
- тематические недели биологии и экологии, химии и экологии;
- конкурсы и викторины;
- просветительскую работу с учениками, родителями;
- практическую работу на пришкольном участке и в пределах района (субботники,
озеленение, благоустройство).
Экологическое образование в условиях городского социума предполагает
дополнительное образование:
- факультативы;
- организацию научно-исследовательской деятельности на территории районов «Савеловский»
и «Аэропорт»;
- научно-исследовательскую практику на базе Станции юных натуралистов.
В экспериментальной работе мы должны исходить из того, что город является
абсолютно чуждым природе образованием, искусственной экосистемой, для которой
характерны свои « законы развития».
ЭЭО должно быть направлено на формирование понимания законов природы и
последствий их нарушения.
Для эффективного взаимодействия учителей и школьников необходимо активно
использовать интерактивные педагогические технологии и методы (дискуссии,
ролевые имитационные игры), проектную деятельность.
ЭЭО на школьном уровне должно подготовить личность, ориентирующуюся в основных
экологических проблемах современности, усвоившую главные экологические законы,
характеризующие пределы устойчивости природных систем, главные принципы
взаимодействия общества и природы и последствия, вызванные нарушением данных
принципов. Только владея экологическими знаниями можно приобрести возможности
для постижения гармонии природных и социальных явлений и подлинно человеческого
удовлетворения своих потребностей. Только в этом случае « человек разумный»
может стать «человеком мудрым».
Объект исследования: содержание обучения, программы воспитания и развития
учащихся, педагогические технологии, системы дополнительного образования.
Предмет исследования: влияние экологизации содержания обучения, программ
воспитания и развития учащихся, системы дополнительного образования
применительно к условиям городского социума на успешность формирования
экологической культуры личности.
Гипотеза: развитие массовой школы, перешедшей на экологизацию образовательного
процесса и ориентированную на формирование экологической культуры личности
учащихся возможно при следующих условиях:
-приоритетными понятиями всей философии школы будут понятия: ЛИЧНОСТЬ, ГУМАНИЗМ,
ПРИРОДА.
Основной принцип: ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕКА и ПРИРОДЫ.
-будет обосновано и апробировано новое содержание образования, ориентированное
на развитие и формирование экокультуры в условиях городского социума;
-будут реализованы новые педагогические технологии, построенные на
коммуникативно-познавательной основе и обращенные к активизации и развитию
личности каждого учащегося;
-будет разработан общий экологизированный учебный план, учитывающий предметную
специфику содержания учебной информации и обеспечивающий целостное восприятие у
школьников картины окружающего мира;
-будут выявлены и реализованы пути и формы оказания педагогической помощи
учащимся в адекватном профессиональном самоопределении;
-вся педагогическая деятельность будет ориентированна на развитие экологического
сознания, экологического воспитания, экологического образования.
Цель:
Формирование экологической культуры в условиях городского социума.
Задачи:
-определить необходимые изменения, подлежащие внесению в содержание, структуру и
результаты общего, профессионального и дополнительного образования;
-разработать курс « Основы экологии», введя дополнительные экознания
применительно к условиям городского социума для 10-11классов, апробировать и
внедрить его в систему школьного образования;
-обосновать и внедрить элементы экологизации в теоретический материал всех
учебных дисциплин с учетом специфики преподаваемого предмета;
-разработать план проведения научно- исследовательских мероприятий на территории
районов «Савеловский» и « Аэропорт» с целью изучения загрязнения окружающей
среды;
-разработать и апробировать учебный курс « Мы познаем мир» для учащихся
начальной школы на основе базы станции « Юные натуралисты»;
-обеспечить формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций,
нравственно – этических и эстетических отношений, обуславливающих экологическую
ответственность личности за состояние и улучшение социо-природной среды;
-разработать комплект соответствующих методических материалов.
-заложить основы понимания учащимися универсального закона природы как
устойчивого развития планеты Земля;
-дать представление о картине мира с позиции экоэволюции человека и биосферы;
-создать социально- ориентированные навыки через систему научно- практической
деятельности;
-подготовить предложения по внесению изменений, уточнений и дополнению в
образовательные стандарты;
-создать школьный экологический мониторинг как информационно- образовательную
систему.
Школьный экологический мониторинг имеет несколько основных аспектов:
Социальный аспект.
Система школьного экологического мониторинга направлена на применение
теоретических знаний учащихся для решения конкретных экологических проблем в
социо-природной среде на посильном для них уровне. Такая работа имеет важное
значение в старшей школе, когда учащиеся вступают в возраст самоопределения,
многие пытаются найти свое место в жизни, убедиться в значении своей личности
для общества.
Педагогический аспект. Школьный экологический мониторинг позволяет учащимся
самостоятельно исследовать те объекты городской среды, которые находятся в
непосредственной близости от школы. Ученики сами находят и формулируют проблему,
ставят задачи, выбирают методы исследований и пути решения. В результате идет
формирование активной жизненной позиции, направленной на сохранение или
улучшение качества окружающей среды, нравственного и интеллектуального
потенциала, экологической культуры учащихся.
Краеведческий аспект. Во время мониторинговых исследований параллельно с оценкой
состояния окружающей среды идет углубленное изучение самого объекта (районов «Савеловский»
и «Аэропорт»), изучаются и составляются карты городской территории, исследуется
ландшафтно-архитектурная среда. Все это способствует развитию интереса учащихся
к процессу формирования городской среды.
Психологический аспект. Предполагает личностное развитие преподавателя и
учащихся в процессе совместной деятельности.
Организация школьного экологического мониторинга позволяет решить целый комплекс
задач:
-непрерывность экологического образования и воспитания;
-освоение учащимися методов и средств контроля окружающей среды;
-привлечение учащихся к выполнению программ округа в области охраны окружающей
среды;
-сбор и обработка текущей информации об экологической обстановке;
-закрепление полученных знаний на практике;
-распределение среди населения информации.