В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества.
"Я вижу, - писал Сухомлинский, - воспитательный смысл в то, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, пробуждение жизни в природе".
Природа - наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, которая преобразованная нашим трудом. Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего детства.
Встреча с природой - всегда праздник и новый шаг к познанию мира.
Острота современных экологических проблем в нашей стране не уменьшается. Как следствие этого возрастает значимость и необходимость экологического воспитания каждого члена общества, в том числе и учащихся начальной школы. Конечная цель экологического воспитания - формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется соответствующие природной среде равновесие или создаются возможности для его восстановления.
Основным принципам экологического образования являются:
1. междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников;
2. систематичность и непрерывность изучения экологического материала;
3. единство интеллектуального и эмоционального, волевого начала в деятельности
учащихся по изучению природы;
4. взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия
экологических проблем в учебном процессе.
Указанные принципы реализуются при решении задач школьного
экологического образования:
1. усвоение ключевых идей, понятий и научных фактов о природе, что позволяет
определить оптимальное воздействие человека на природу сообразно ее законам;
2. понимание материальной и духовной ценности природы для общества и отдельного
человека;
3. развитие потребности общения с природой, восприятие ее облагораживающего
воздействия, стремление к познанию реального мира в единстве с
нравственно-эстетическими переживаниями;
4. сознательное наблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесения вреда
или ущерба.
В 2004/2005 учебном году наша школа стала экспериментальной площадкой по экологическому образованию и воспитанию школьников.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся 1-4
классов
ГОУ СОШ № 205 им Е.К. Лютикова
"Я познаю мир"
Орешек знаний тверд
Но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Девиз "Хочу все знать!"
Новое направление в российском образовании продуктивное обучение, базируется на проектном методе. Сущность метода проектов - стимулирование интереса детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.
В продуктивном обучении метод проектов используется для развития творчества, познавательной активности, самостоятельности, построение индивидуальных образовательных маршрутов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность учащихся.
История человечества неразрывно связана с природой. В наше время взаимное влияние человека и природы стало общепланетарной экологической проблемой .
Человечество еще может если не исправить допущенный дисбаланс в природе, то, по крайней мере, сохранить для потомков многие богатства Земли.
На Земле живут разные существа. Это люди, домашние и дикие животные, насекомые, птицы, рыбы, моллюски и др. Всего несколько миллионов видов живых существ населяют нашу планету.
А растений на Земле около 500 000 видов. А еще человека на Земле окружает вода, воздух, почва.
Человек взаимодействует со всем, что его окружает на Земле, и использует и воду, и воздух, и почву, и животных, и растения для своей пользы.
Человек должен знать, как пользуясь всем, чем богата земля, не навредить ей... Помочь человеку в этом должна наука "Экология". В переводе с греческого языка слово "экология" означает "изучение дома", общего для всех людей дома - нашу Землю.
Особое внимание к проблемам экологического образования детей младшего школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.
Успех в решении проблем экологического воспитания и образования во многом зависят от первого этапа обучения в начальной школе. В связи с этим вопросы экологического воспитания и образования младших школьников приобретают особую значимость.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся 1-4 классов в программе "Я познаю мир" представляет достаточно большие возможности для разработки системы заданий, позволяющих углубить, закрепить экологические понятия и проверить степень их усвоения. Выполнение учебно-познавательных заданий на распознавание природных объектов, на понимание роли охраняемого объекта в природных процессах биосферы и его значение в жизни человека, на применение природоохранных умений в типичной и критической ситуациях позволит учащимся начальной школы более осознанно воспринимать материал экологической тематики.
Процесс работы по методу проектов состоит из нескольких
основных этапов:
1. Составление плана
2. Выполнение данного проекта:
а) Собирание конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и
изучаемых учениками
б) Группировка материала и установка общих положений
в) Применение полученных знаний на практике
3. Подведение итогов произведенной работы, коллективное обсуждение и оценка ее и
составление отчета по ней.
(метод Е.Г. Качарова)
Метод Крупениной М.В.:
1. Постановка задачи
2. Разработка самого проекта принятого задания
3. Организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии
4. Непосредственно трудовая работа
5. Учет проделанной работы.
Вернуться на главную страницу Вернуться к методическим материалам