Методическая разработка урока по дополнительному образованию для учащихся 1 класса (экспериментальная работа по экологии).

Породы собак.

Учитель – Писарева С.В.



Цели:
1. Познакомить детей с различными видами собак, их многообразием. Показать важность и нужность каждой породы.
2. Воспитывать любовь к животным, ответственность за наших четвероногих друзей. Учить детей сопереживать, сочувствовать.
3.Развивать мышление, учить анализировать, сравнивать, работать самостоятельно.
 

Ход урока:

1. Учитель:
В день, наверно, раз по десять,
Раз по триста каждый месяц,
Больше тыщи раз в году
В переулке и в саду,
На вокзале,
Во дворе,
На мосту,
На пустыре,
На бульваре,
НА проспекте
Вам встречались звери эти.
Может, даже вы видали
На ошейниках медали?
А скажите, вам известны
Их отвага, ум и честность?
Вот об этом-то сейчас
И пойдет у нас рассказ.
О ком же будет наш сегодняшний разговор? (О собаках.)
 

2. Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака. Она помогает людям во всем. И об этом нам расскажет… (Один ученик рассказывает о том, как собаки помогают людям. Сообщение на 1-1,5 мин)
Что узнали из сообщения? Внимательно посмотрите на магнитную доску (на доске фотографии собак различных пород и 1 фотография волка). Что вы увидели?
Что хотите сказать? (деление на группы: служебные, охотничьи, декоративные.)
А для чего здесь волк? Наверное, эта фотография попала сюда по ошибке? (Нет, собаки произошли от волка.)
Совершенно верно, давным-давно люди поручили древнего волка, точнее было 2 вида волков, от которых позднее произошли собаки.
От индийского волка произошли гончие, борзые, терьеры, пудели, болонки.
От северного волка – овчарки и лайки.
 

3. ….. приготовил сообщение об овчарке. Послушаем его. (Беседа по содержанию.)
А сейчас мы послушаем… Он расскажет нам о качествах, которыми обладают собаки.
Ученик рассказывает о качествах собак (чутье, слух…) и о собачьих «профессиях» (миноискатели, спасатели, помощь геологам.) О каких собаках рассказал…? (О служебных.)
Сейчас вы прочитаете еще про некоторые породы служебных собак. Но, прежде чем вы начнете читать, посмотрите на доску. (На доске большая фотография колли.)
Что это за собака? (Колли – шотландская овчарка). Читая рассказ, постарайтесь найти ответ на вопрос: «Почему колли назвали «колли»? (Вопрос записан на доске.)
Дети читают 2-ой абзац статьи «Породы собак» в учебнике «Естествознание 1 класс» (автор Дмитриева Н.Я.) и отвечают на вопрос. (Свое название колли получили от черноголовых овец – коллиз, которых с древности пасут в Шотландии.)
Вы, наверное, слышали такое выражение о людях: «мастер на все руки»? О ком так говорят? (Ответы детей). Но, оказывается, о некоторых породах собак говорят: «мастер на все лапы».
Как вы думаете, о какой породе идет речь? Почему вы так считаете? Прочитав 3-й абзац статьи, узнаем, кто же прав. (Чтение)
О ком же так говорят? (об овчарке).
«Кажется, нет такой работы, которая была бы ей (восточноевропейской овчарке) неизвестна. Она освоила много специальностей. Ходит в дозор с пограничниками, охраняет заводи и склады, долго и терпеливо отыскивает в лабиринте городских улиц следы преступников. И пастухам помогает. Служит подпаском. Собирает разбредшихся животных, зорко следит, чтобы коровы или овцы ненароком не забрели в рожь или овес и не потравили посевы. Все время подпасок начеку. Словом, собака эта мастер на все лапы».
Открывается фотография, где изображена овчарка.
Во время войны овчарки помогали раненым, находили их даже в трудных, суровых условиях. (Об этом диафильм)
В самых трудных, казалось бы безвыходных ситуациях собаки приходят на помощь людям.
Что вы знаете об этом? (Пожарные собаки, водолазы, спасатели в горах, «газовщики» и т.д.)
Для чего же людям нужны служебные собаки? (ответы детей)
 

4. Само название «охотничьи» собаки говорит о том, что эти собаки помогают людям… (на охоте). Слушание сообщения об охотничьих собаках.
На какие группы их можно разделить? (легавые, борзые)
Что еще нового узнали? Может быть, что-то вас удивило? (Борзые могут развивать скорость до 100 км/час).
Каких еще охотничьих собак знаете? (ответы детей)
Чем необычна лайка? (она еще и ездовая собака)
Вы, конечно, помните, что одной собаке – лайке Бальту – даже поставили памятник. За что? (Бальт доставил противодифтерийную сыворотку в маленький поселок Номе на севере Аляски, когда заносы замели все дороги тропы. Из упряжки собак остался на ногах один Бальт – вожак, самый сильный, он доставил такое нужное лекарство. Через некоторое время люди поселка соорудили собаке бронзовый памятник, где Бальт изображен в постромках, гордо идущим впереди.)
 

Всем ясно, для чего нужно служебные и охотничьи собаки: они помогают людям. А для чего нужны декоративные собаки? (Высказывания детей). Из … сообщения мы узнаем, правы ли были вы. Сообщение о декоративных собаках. А это что за собака шагает рядом со старушкой?

Не спеша идет старушка.
Рядом с ней шагают стружки.
Да, охапка черных стружек,
Только это лишь снаружи.
Стружки – хвост,
Макушки – стружки…
А попробуй тронь старушку:
Вот тогда узнают люди,
Что внутри собака … (пудель)
Вы уже довольно много знаете о собаках и я думаю, легко справитесь с кроссвордом.

(Открывается доска)
1. Одна из разновидностей овчарок имеет красивую длинную шерсть черного, рыжего, белого цвета (колли).
2. Самая распространенная порода служебных собак, обладает хорошо развитым чутьем (овчарка)
3. Одна из любимых пород комнатных собак, очень подвижная, игривая и умная; герой сказки А. Толстого «Золотой ключик» (пудель)
4. Одна из самых крупных собак, выведена на острове Ньюфаундленд, очень хорошо плавает; спасает утопающих (водолаз).
5. небольшая декоративная собака с мягкой, шелковистой, кудрявой шерстью (болонка).
6. Охотничья собака. Используется для охоты на крупного и мелкого зверя. При обнаружении добычи громко лает. (лайка)
 


6. О собаках создана наука – кинология
Кто из вас знает значение данного слова? Kynos (греч.)– собака, logos (греч.) – учение, отсюда наука о собаках.
Открывается доска, на ней написано: «Знаете ли вы, что…»
Я думаю, вам будет интересно это узнать.
На доске: Собака самое древнее домашние животное.
Сейчас в мире около 400 пород собак. Самая высокая имеет рост 1м 54см, а самая маленькая – 9 см. Самая тяжелая весит 149 кг., а самая легкая всего 283 г
Если собака влияет хвостом, значит, она радуется, настроена дружелюбно. Если хвост высоко поднят и лишь чуть-чуть ходит из стороны в сторону, значит собака сильная, но плохого тебе не желает. Если же хвост у собаки жесткий, словно прут, то ее следует опасаться, собака может напасть.
Что вас удивило?
Что нового вы для себя открыли?
 

7. Как вы думаете, обо всех видах собак мы поговорили? Может быть, кого-то незаслуженно забыли? (Если дети затрудняются сказать, то надо помочь им: ведь именно они первыми полетели в космос )
Каких собак космонавтов вы знаете? Вспомните лекцию в планетарии.
3 ноября 1957 г. полет Лайки. Она погибла, т.к. еще не были созданы системы возвращения на Землю.
19 августа 1960 г. Белка и Стрелка, Уголек и Ветерок установили рекорд по продолжительности и высоте полета; Звездочка, Чернушка, Мушка, Пчелка, Отважная, Снежинка и др.

Не все из них вернулись живыми. За отвагу, мужество, за службу людям в разных странах есть памятники собакам.
Собака – самый верный, самый преданный друг человека, она никогда его не бросит, но, к сожалению, люди порой бывают менее верны нашим четвероногим друзьям и зачастую, заведя себе собаку или кошку или другое животное, потом бросают их.

прочитайте слова А. Сент-Экзюпери.
на доске:
"Ты всегда в ответе за тех. кого приручил"

Как понимаете эти слова? (ответы детей: животные привыкают, и, если их бросают, они очень страдают и даже умирают от тоски и горя.)
 

Вернуться на главную страницу                                            Вернуться к методическим материалам

Hosted by uCoz