Методическая разработка урока по естествознанию (5 класс)

 

Загрязнение вод. Охрана вод.

Учитель – Мельникова Т.Н.
 

 


Самое главное – научить людей мыслить.
Б. Брехт.

 

Проблема взаимоотношений человека, природы и общества стояла всех этапах развития человечества, но особой остроты достигла на пороге 3-его тысячелетия.
 

Анализ подлинных причин экологического кризиса убеждает нас в том, что главное противоречие – не между человеком и природой, а между культурой и деятельностью человека в природе. Поэтому основной задачей сегодня является достижение экологической грамотности всего населения страны.

 

Я убеждена, что формирование экологической нравственности должно начинаться с раннего возраста ребенка, продолжаться в течение всей жизни. Особое место в данном процессе занимает школьный период обучения. Ведь именно в школьном возрасте происходит формирование основных жизненных ценностей, становление нравственного самосознания.
 

Воспитание экологически грамотной личности должно осуществляться не только путем внесения теоретического экологического знания в учебные дисциплины, но что не менее важно – через организацию экспериментальной проектной деятельности учащихся, которая способствует развитию экологического мышления, экологического сознания, экологической культуры личности.

Урок «Загрязнение и охрана вод» проводиться при изучении темы «Вода» в курсе «Естествознания» (5-ый класс, программа И. Понамаревой).
 

При подготовке урока учитывались следующие подходыпостоянная смена форм работы учеников (одно из главных условий успеха); проблемный подход; групповые методы работы, сочетающиеся с индивидуальными, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
 

Цель: показав губительное влияние человека на гидросферу, воздействуя на эмоциональную сферу учащихся, добиться формирования активной жизненной позиции в направлении охраны окружающей среды.

 

Задачи:

1. Образовательные:
- обобщить знания учеников о воде как веществе;
- обобщить и расширить знания учеников о гидросфере – водной оболочке Земли;
- продолжить формирование элементарных экологических понятий, выделив взаимные связи «природа-человек», показать последствия воздействия человека на природу.
2. Воспитательные:
- продолжить формирование убежденности в необходимости охраны окружающей среды (в частности гидросферы).
3. Развивающие:
- развитие познавательного интереса учащихся к глобальным проблемам современности.
 

Оборудование урока:
Глобус, физическая карта полушарий, экологическая карта Москвы и Московской области, стенд «Сегодня на уроке»; выставка книг по охране природы, использование ТСО.
 

 

На доске – эпиграф урока:

«Мы унаследовали Землю от наших предков.
Мы берем ее взаймы у наших потомков».
( Антуан де Сент-Экзюпери).
 

На доске также написан текст биологического диктанта.
Межпредметные связи: география, химия, физика, экология, литература.

 

Ход урока
1. Организационный момент (приветствие, мобилизация на урок).

2. Работа над пройденным материалом.

2.1. Биологический диктант (текст на доске).

Цель: проверить усвоение знаний учащимися по теме: «Вода»

Допишите пропущенные слова в предложения:
1) Реки, озера, моря входят в состав ___________.
2) __________________- это водная оболочка Земли.
3) Прозрачность, цвет, запах – это_____________ свойства воды.
4) Вода – это _______________вещество.
5) В природе постоянно происходит _______________воды.
6) Вода является хорошим _______________________.
7) По современным представлениям жизнь зародилась ________________ среде.
8) Твердое, жидкое, газообразное - это ________ состояния воды.
9) Вода занимает ___________части суши.
10) Примеси в воде можно определить по внешним ______________.
Самопроверка данного задания, критерии устанавливает учитель. Способствует развитию самосознания и формированию адекватной самооценки.
 

2.2. Работа по карточкам «Круговорот воды на Земле». Время работы ограничено.

3. Работа по восприятию и осмыслению нового учебного материала.

Учитель сообщает учащимся о том, что, несмотря на огромное значение воды в природе и жизни человека, воды Мирового океана интенсивно загрязняются. Антропогенное влияние коренным образом изменяет лик Земли. Далее приводятся примеры загрязнения водного бассейна: Северное море (нефтедобыча), озеро Байкал, гибель Азовского моря как результат непродуманной, недальновидной деятельности человека. Данная информация сопровождается показом видеофрагментов.

С целью усиления эмоционального воздействия, учитель использует поэтические образы, которые влияют на чувства учащихся, помогают задуматься над решением сложных экологических проблем.

Послушайте!
Речушка вдоль околицы текла.
Негромкая….
Но мы любили, дети,
Ее – она ведь первою была
Для нас и, значит
Лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь
Зеленая, и хвощ болотный вылез….
Как будто люди целью задались
Убить ее – и своего добились.
( С. Викулов)
 


На основе информации, полученной вербальным и невербальным путем, учащимся предлагается ответить на следующий вопрос: « Какие источники загрязнения гидросферы вы можете назвать?» Выслушиваются и обсуждаются варианты ответов.
 


Верные ответы с дополнительной информацией полученной от учителя записываются в тетрадь.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ГИДРОСФЕРЫ: нефть и нефтепродукты, промышленные отходы, сельскохозяйственные отходы, радиоактивные отходы, тепловое загрязнение вод, загрязнение вод продуктами переработки лесной промышленности и т. д. Обсуждаются мероприятия по охране вод от загрязнения. Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов:

а) Есть ли реки, озера, пруды в вашем районе? Как они называются? В каком состоянии они находятся?
б) Что необходимо сделать для сохранения в городе небольших рек и ручьев? Какое участие в этом можете принять вы и ваши друзья?
в) Кто и чем загрязняет реки нашего города? Какие работы по очистке рек проводятся?

Варианты, предложенные детьми, внимательно выслушиваются, обсуждаются и заносятся в тетрадь.

4. Закрепление пройденного материала.

Самостоятельная работа: « Анализ проблемных ситуаций».

Цель работы: предоставляя возможность учащимся самостоятельно принимать решение относительно определенной экологической ситуации, способствовать развитию экологического сознания, экологического мышления, воспитанию экологической культуры в целом.

Учащиеся предварительно разбиваются на группы. Возможные задания (выдаются по карточкам).

 

ГРУППА 1: Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?
а) выбросите его в реку;
б) оставите на берегу;
в) поступите как-то иначе.

ГРУППА 2: После весеннего разлива рек в понижениях остается много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:
а) ничего не стану делать – пусть природа сама разбирается;
б) наловлю, чтобы сварить уху;
в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.

ГРУППА 3: Если вам представится возможность построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?
а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья;
б) выберите полянку, находящуюся на расстоянии около 300 м от воды и без широкого вида на реку;
в) поступите как-то иначе.

ГРУППА 4: Катаясь на лодке, вы встречаете много цветущих водных растений, как вы поступите?
а) просто полюбуетесь их красотой?
б) решите, что нужно собрать букет и сорвете их;
в) решите, что обязательно сюда вернетесь и сфотографируете их.
 

Варианты ответов выслушиваются и обсуждаются.

5. Подведение итогов урока с выставлением оценок. Организация домашнего задания.
 


Учитель всех благодарит за работу на уроке и читает стихи.
 


ДАВАЙТЕ СОХРАНИМ
Нам жить в одной семье.
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как, природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра,
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся,
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся!!!
( Н. Старшинов)
 

 

При разработке урока использованы следующие материалы:

1. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 класс Т.С. Сухова, М., Дрофа
2. Дидактический материал по ботанике А.И. Никишов и др., М., «Илекса»
3. Журнал «Город» №6 2003

 

 

Вернуться на главную страницу                                            Вернуться к методическим материалам

 

Hosted by uCoz