В целях гармоничного развития и формирования экологических ценностей необходимо
создавать образы и символы у школьников, легко воспринимаемые в детском
возрасте.
Таковым может послужить образ экологического рюкзака.
На занятиях в 5-6х классах учащимся было дано задание узнать побольше информации
об экологическом рюкзаке. Было предложено высказать свои представления для
решения проблемы по уменьшению «веса» экологического рюкзака.
Целью проектных исследований школьников было выразить своё собственное понимание
и отношение к экологическому рюкзаку и его составляющим. При этом перед ними
были поставлены следующие Задачи:
1) проанализировать «содержимое» экологического рюкзака;
2) охарактеризовать отношение к своему подъезду и двору;
3) выразить личное отношение к домашним и бездомным животным, птицам, обитающим
в городе;
4) изучить использование бытовых, химических средств в доме.
Творческая направленность проектного исследования заключается в:
1) уточнении понятия «экологический рюкзак» и его составляющих;
2) комплексное формирование образа «экологический рюкзак» у учащихся является
составной частью экологического образования, отражающее систему убеждений,
взглядов, представлений личности об общечеловеческих ценностях. Работа
составлена из работ учащихся по следующим разделам:
- «экологический рюкзак и его составляющие».
- «мой двор, мой подъезд», в котором учащиеся отражали настоящее положение своих
подъездов, дворов, и проектировали их состояние в будущем.
- в разделе о домашних животных школьники, верно, отражали положительные стороны
содержания животных дома, выразили своё сочувствие бездомным животным и зимующим
в городе птицам. Учащиеся школы, кроме того, изготовили кормушки и подкармливали
птиц, и даже сочинили стихотворение о них. (Близеева К. 5 кл.)
- в разделе о бытовой химии учащиеся отметили положительные и отрицательные
стороны использования моющих средств, освежителей и др.
Все работы учащихся оформлены красочно, ребята работали с большим интересом и
творчески.
Представляем вашему вниманию некоторые из работ учащихся
Практическая значимость работы заключается в том, что разработки школьников
могут быть использованы местными административными учреждениями и общественными
органами самоуправления в целях улучшения положения подъездов и дворов.
Таким образом, знания и представления об экологии, которые приобретают учащиеся
во время работы над проектом, играют важную роль в процессе дальнейшего
формирования экологической культуры личности, которая осуществляется у всех
по-разному и требует кропотливой работы всего педагогического коллектива.
Процесс формирования экологической культуры не только приводит к глубоким
изменениям в понимании её сущности, но и качественно перевоплощает личность,
определяя её направленность на добро, созидание и творчество увеличивает силу и
глубину мысли, активизирует стремление к регулированию экологических проблем -
единственный путь к выживанию человечества.
Проектная деятельность максимально активизирует стремление учащихся к наиболее
бережному отношению к природе, учит умению высказывать собственные суждения,
умозаключения делать выводы, принимать решения.