Формирование образов является основной составляющей школьного образования.
Отдельные образы не создают целостной картины мира так же, как дробное знание не
создаёт образа целого.
Экология же в силу того, что появилась на основе традиционно-натуралистического
направления биологии и синтеза знаний многих наук по существу является
целостной, поэтому любое образ из экологии является многокомпонентным и
объединяющим знания многих дисциплин.
Тем не менее, в практике школьного и
высшего образования обучение начинают с научных теорий, положений и понятий.
Неизбежным следствием этого является отчуждение получаемых знаний от практики.
Школьник заучивает символы, не имея ключа к их пониманию. Он получает некий
объём специальной информации, но не способен проследить ее связи со знакомыми
объектами и действиями. «Лучше бы он просто купил терминологический словарь»
сетовал по этому поводу Джон Дьюи в своей знаменитой книге «Демократия и
образование» сто лет назад. У современной молодёжи доступ к информации еще более
упростился, поэтому процесс образования должен в корне измениться.
Ученики приступают к изучению науки с текстов, в которых предметное содержание
учебников организовано по темам согласно порядку, установленному специалистами в
этой области. Понятия и определения представлены вначале. Законы вводятся на
ранней стадии, но при этом в лучшем случае даются лишь немногие указания на то,
каким образом они получены. Школьники зазубривают научные определения, вместо
того чтобы идти естественным путем научного познания, отталкиваясь от знакомого
им материала обыденного опыта.
Д. Дьюи считает необходимым введение науки в учебные планы. Наука представляет
собой работу интеллекта по проектированию и проведению новых опытов,
осуществляемую систематически и целенаправленно. Уже в школьном курсе учащиеся
должны знакомиться с сутью научного метода, умению логически мыслить,
анализировать и обобщать. Однако, основной задачей должно оставаться
практическое и прикладное значение учебно-исследовательских работ. Этому
способствует проектная деятельность учащихся, которая вводится в школьный
образовательный процесс.
В школе № 205 в рамках работы всего педагогического коллектива по формированию
экологических ценностей проводилась работа по проектам «экологический стол» и
«экологический рюкзак». Результаты по формированию образа «экологический рюкзак»
представлены в докладе учителя географии Н. Н. Поддубко. В данной статье
анализируется процесс формирования образа «экологический стол».
В поведении человека, в его деятельности можно различить два основных вида
поступков:
- один вид можно назвать воспроизводящим; он теснейшим образом связан с памятью;
его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже
ранее созданные и выработанные приёмы поведения или воскрешает следы от прежних
впечатлений;
- другой вид – комбинирующий, творческий, создающий новые образы или действия;
мозг не только сохраняет и воспроизводит прежний опыт, он также комбинирует,
перерабатывает и созидает из элементов прежнего опыта новые положения и новое
поведение. Именно творческая деятельность человека делает его существом,
обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее.
Эта творческая деятельность, основанная на комбинирующей способности мозга,
проявляется в виде воображения или фантазии.
В действительности воображение как основа всякой деятельности одинаково
проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное,
научное и техническое творчество.
В этом смысле решительно всё, что окружает нас и что сделано руками, в отличии
от мира природы, является продуктом творчества, основанного на воображении.
Для понимания природы воображения и творческой деятельности, необходимо выяснить
связи и отношения, которые существуют между фантазией и реальностью в поведении
человека. С этой целью мы ввели буквенные обозначения в четыре основные формы,
которые связывают воображение (О) с действительностью (Д) по Выготскому Л. С.
Первая форма заключается в том, что создание нового образа строится из
элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека (ДД).
Второй формой является связь между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь
сложным явлением действительности. При этом возникает двойственная и взаимная
зависимость между воображением и опытом: в одном случае воображение опирается на
опыт (ОД), в другом опыт опирается на воображение (ДО).
Третьей формой связи между деятельностью и воображением является эмоциональная
связь; получается комбинированное произведение воображения, в основе которого
лежит общее чувство, или общий эмоциональный знак, объединяющий разнородные
элементы, вступившие в связь. Однако, существует и обратная связь воображения с
эмоцией, т.е. не только чувства влияют на воображение (ОЧ), но и воображение
влияет на чувство (ЧО).
Четвёртая форма связи воображения с реальностью заключается в том, что
построение фантазии представляет нечто существенно новое, не бывшее в опыте
человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету (ОО).
Будучи воплощенным вовне, это кристаллизованное воображение становится вещью
(материализуется), начинает реально существовать в мире и воздействовать
(положительно, эмоционально) на окружающий мир (ЧД). Такое воображение
становится действительностью (опытом), продолжает совершенствоваться, т. е,
подвергается обратному эмоциональному (творческому) воздействию (ДЧ).
Таким образом, продукты воображения проходят свой путь развития, можно сказать,
что они в своём становлении описали круг. Схематически это можно представить
следующим образом: элементы, из которого построено воображение «О», взяты из
реальности «Д», превратившись в продукты воображения, воплотившись, они снова
вернулись к реальности, действуя и изменяя её. Таков полный круг творческой
активности, однако, при более детальном анализе можно выделить не четыре, а
восемь форм связей и отношений между воображением и действительностью, что
соответствует системе восьми группировок классов и отношений конкретных операций
мышления, выделенных в работах Ж. Пиаже, и восьми гносеологическим элементам
системы постижения Ю. А. Урманцева.
Если обозначим элементы действительности или прежнего опыта «Д»,
элементы воображения и фантазии «О», эмоциональный фактор «Ч», то схему
взаимосвязи действительности и воображения можно представить следующим образом:
ОЧ
ДО ЧО
ОД ОО
ДД ДЧ
ЧД
Схема отношений воображения и действительности будет полезна для организации
проектной деятельности учащихся, являясь алгоритмом решения исследовательских
проблем. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) является практическим
приложением этой схемы к решению технических и технологических проблем. Нами
разработана программа и учебный тематический план кружка «Экотехнологии».
Данный алгоритм использовался для разработки критериев оценки конкурса проектов
«ЭКОТУР», и впервые апробирован в проектной деятельности учащимися профильного
лицейского класса школы №205 при разработке проекта «экологический стол» по
следующей схеме:
Использовались элементы опыта традиционной русской кухни (ДД);
Из опроса взрослых, придумали новые рецепты - влияние опыта на воображение
учащихся (ДО);
Составили меню для экологического стола, на основе старинных кулинарных
рецептов, влияние воображения на опыт составления меню (ОД);
Во время дня открытых дверей в Академии туризма, посетили мастер класс по
тематическому оформлению праздничного стола – действие эмоционального фактора (ОЧ);
На занятиях по экологии, химии и биологии вели беседы о положительном и
отрицательном влиянии питания на внешний вид, умственную деятельность и здоровье
учащихся (ЧО);
Авторы проекта дали определение понятию «экологический стол», который нигде ими
в литературе не встречался (ОО);
Авторы составили анкету для опроса учащихся школы, изучили меню школьной
столовой с позиции понятия экологический стол (ЧД);
В предновогоднюю пору учащиеся накрыли «экологический стол», воображаемый стол
стал реальностью и первым кулинарным опытом. Эмоциональный эффект был на лицо (ДЧ).
Таким образом, у школьников развивается воображение, творческая активность,
налаживается связь учитель-ученик, улучшаются отношения между родителями и
детьми, повышается уровень экологических знаний и общий культурный уровень.